Развитие немецкой классической философии представляет собой эволюцию, ступенями которой явились учения ее виднейших представителей. Установите правильную последовательность философских систем немецких классиков.
- ✓ трансцендентальный идеализм И. Канта
- ✓ субъективный идеализм И.Г. Фихте
- ✓ объективный идеализм Г. Гегеля
- ✓ антропологический материализм Л. Фейербаха
- ✓ исторический материализм К. Маркса
Немецкими философами 2-й половины XVIII – XIX вв. был сформирован тип философии, выступающий как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное и ценностно ориентирующее знание. Общезначимыми ценностями для немецких классиков были просветительские идеи прогресса, разума и свободы. В поисках всеобщего основания бытия немецкая философия прошла эволюцию от идеализма (учения, представившего все сущее в виде идеального первоначала, разворачивающегося в мире и воплощающегося в способах человеческой деятельности) к материализму (учению, развившему понимание человека как культурно-исторического существа, создающего себя в обществе и истории).
1. Иммануил Кант (1724–1804) осуществил поворот философии от метафизических абсолютных идей к познающему субъекту, объявив «вещи вне нас» непознаваемыми (трансцендентальный идеализм). 2. Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), следуя И. Канту, подверг критическому сомнению субстанциональность бытия и вывел весь мир из сознания субъекта – «Я», который осуществляет движение к «Абсолютному Я» в процессе освоения мира «не-Я» (субъективный идеализм). 3. Георг Гегель (1770–1831) наделил «Абсолютное Я» самостоятельной сущностью и представил весь мир как результат его диалектического развития, где «Я» человека выступает как средство самопознания духа (объективный идеализм). 4. Людвиг Фейербах (1804–1872), продолжив традицию скептицизма, подверг критике идеализм Гегеля, объявив «Абсолютный дух» человеческой сущностью, которая под действием «нужды и воображения» оказалась отчужденной от человека (антропологический материализм). 5. Карл Маркс (1818–1883), развив мысль Л. Фейербаха о человеке как субъекте истории и о производности сознания от бытия, создал учение об объективных законах общественного развития, проявляющихся в потребностях и деятельности людей (исторический материализм).
1. Иммануил Кант (1724–1804) осуществил поворот философии от метафизических абсолютных идей к познающему субъекту, объявив «вещи вне нас» непознаваемыми (трансцендентальный идеализм). 2. Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), следуя И. Канту, подверг критическому сомнению субстанциональность бытия и вывел весь мир из сознания субъекта – «Я», который осуществляет движение к «Абсолютному Я» в процессе освоения мира «не-Я» (субъективный идеализм). 3. Георг Гегель (1770–1831) наделил «Абсолютное Я» самостоятельной сущностью и представил весь мир как результат его диалектического развития, где «Я» человека выступает как средство самопознания духа (объективный идеализм). 4. Людвиг Фейербах (1804–1872), продолжив традицию скептицизма, подверг критике идеализм Гегеля, объявив «Абсолютный дух» человеческой сущностью, которая под действием «нужды и воображения» оказалась отчужденной от человека (антропологический материализм). 5. Карл Маркс (1818–1883), развив мысль Л. Фейербаха о человеке как субъекте истории и о производности сознания от бытия, создал учение об объективных законах общественного развития, проявляющихся в потребностях и деятельности людей (исторический материализм).