Установите соответствие между философскими школами и представлениями о процессе познания.
1. софисты
2. эпикурейцы
3. стоики
4. скептики
1. софисты
2. эпикурейцы
3. стоики
4. скептики
- ✓ любое знание относительно
- ✓ знание дает наслаждение
- ✓ знание есть результат самовоспитания
- ✓ достоверное знание невозможно
Софисты (афинская школа «мудрецов»: Протагор, Горгий и др.) были приверженцами релятивизма, который в области познания проявляется в отрицании абсолютной истины и объективных ценностей; как учителя красноречия софисты обучали убедительно защищать любую выгодную для человека точку зрения.
Эпикурейцы (последователи Эпикура, основателя школы в Афинах) считали целью познания наслаждение, понимаемое как безмятежность духа и свобода от страданий: знание необходимо прежде всего для освобождения от многочисленных страхов, особенно страха перед смертью, поэтому источником и критерием знания являются чувственный опыт и практический результат.
Стоики (афинская школа, основанная Зеноном из Китиона: Сенека, Эпиктет и др.) считали знание результатом самовоспитания и утверждали в качестве наивысшей цели познания достижение «бесстрастия» (апатии, укрощения страстей), не зависящего от внешних обстоятельств, а идеалом мудреца – человека, добровольно следующего судьбе как всеобщему благу.
Скептики (последователи Пиррона из Элиды) выступали против возможности достоверного знания; развивая учение Демокрита о недостаточности чувственного познания, они объявяли видимость единственным критерием истины и предлагали воздерживаться от любых суждений (не способных адекватно отразить все многообразие и текучесть вещей), считая представителей других школ догматиками.
Эпикурейцы (последователи Эпикура, основателя школы в Афинах) считали целью познания наслаждение, понимаемое как безмятежность духа и свобода от страданий: знание необходимо прежде всего для освобождения от многочисленных страхов, особенно страха перед смертью, поэтому источником и критерием знания являются чувственный опыт и практический результат.
Стоики (афинская школа, основанная Зеноном из Китиона: Сенека, Эпиктет и др.) считали знание результатом самовоспитания и утверждали в качестве наивысшей цели познания достижение «бесстрастия» (апатии, укрощения страстей), не зависящего от внешних обстоятельств, а идеалом мудреца – человека, добровольно следующего судьбе как всеобщему благу.
Скептики (последователи Пиррона из Элиды) выступали против возможности достоверного знания; развивая учение Демокрита о недостаточности чувственного познания, они объявяли видимость единственным критерием истины и предлагали воздерживаться от любых суждений (не способных адекватно отразить все многообразие и текучесть вещей), считая представителей других школ догматиками.