Установите соответствие между именами античных философов и представлениями о сущности процесса познания.
1. Демокрит
2. Сократ
3. Платон
4. Плотин
1. Демокрит
2. Сократ
3. Платон
4. Плотин
- ✓ истечение копий с поверхности вещей
- ✓ нравственное совершенствование
- ✓ припоминание душой идей
- ✓ слияние души с Единым
Демокрит объяснял процесс чувственного восприятия как «истечения» в органы чувств потоков атомов – «копий», отделяющихся от воспринимаемого тела; по Демокриту, чувственный опыт – исходная ступень познания, дающая неполное, «темное» знание, тогда как истинная природа вещей постигается лишь мышлением.
Сократ Афинский считал целью философии разрешение собственно человеческих проблем, а процесс познания отождествлял с нравственным совершенствованием, поскольку, по его мнению, добродетель тождественна знанию и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно; методом нахождения истины Сократ считал диалог, основанный на взаимном понимании людей.
Платон писал о познании как анамнесисе – припоминании бессмертной душой вечных идей, противопоставляя подлинное, умопостигаемое знание и мнение, основанное на чувственном представлении; по Платону, в душе живут «врожденные», но не познанные идеи, к которым разум приближается, проходя в своем диалектическом «восхождении» 4 ступени – имя, определение, изображение, знание как таковое.
Плотин (представитель философии позднего эллинизма, основатель неоплатонизма) сформулировал учение о Едином как первоначале, находящемся «за пределами сущности», и его эманации – истечении в природно-материальный мир; Мировой Ум и Мировая Душа, по Плотину, есть результат эманирования (отделения), а процесс познания (постижение умом первообразов) является попыткой возвращения, слияния души с Единым.
Сократ Афинский считал целью философии разрешение собственно человеческих проблем, а процесс познания отождествлял с нравственным совершенствованием, поскольку, по его мнению, добродетель тождественна знанию и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно; методом нахождения истины Сократ считал диалог, основанный на взаимном понимании людей.
Платон писал о познании как анамнесисе – припоминании бессмертной душой вечных идей, противопоставляя подлинное, умопостигаемое знание и мнение, основанное на чувственном представлении; по Платону, в душе живут «врожденные», но не познанные идеи, к которым разум приближается, проходя в своем диалектическом «восхождении» 4 ступени – имя, определение, изображение, знание как таковое.
Плотин (представитель философии позднего эллинизма, основатель неоплатонизма) сформулировал учение о Едином как первоначале, находящемся «за пределами сущности», и его эманации – истечении в природно-материальный мир; Мировой Ум и Мировая Душа, по Плотину, есть результат эманирования (отделения), а процесс познания (постижение умом первообразов) является попыткой возвращения, слияния души с Единым.