Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. «Венский кружок»
4. Эволюционная эпистемология
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. «Венский кружок»
4. Эволюционная эпистемология
- ✓ Ж. Пуанкаре
- ✓ Э. Мах
- ✓ М. Шлик
- ✓ С. Тулмин
- ✓ З. Бжезинский
На рубеже XIX – XX вв. мир науки потрясли революционные открытия, которые привели к переосмыслению содержательных основоположений науки. Оформляется такое направление, как конвенциализм (conventio – соглашение). Ведущий представитель этого направления Ж. Пуанкаре провозглашает в качестве основания науки соглашения между учеными.
Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, то есть попытался создать новую теорию познания. Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни – из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий.
«Венский кружок» был основан в 1922 году на базе философского семинара руководителем кафедры индуктивных наук Венского университета М. Шликом. Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте, получили название «протокольные предложения».
Представитель эволюционной эпистемологии С. Тулмин, опираясь на идею идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, кладет в основания науки «идеалы естественного порядка». Познавательный аппарат человека – это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Изменения происходят тогда, когда интеллектуальная среда позволяет выжить тем популяциям, которые в наибольшей степени к ней адаптированы. Ведущая роль принадлежит «научной элите», которая является носительницей научной рациональности.
Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, то есть попытался создать новую теорию познания. Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни – из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий.
«Венский кружок» был основан в 1922 году на базе философского семинара руководителем кафедры индуктивных наук Венского университета М. Шликом. Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте, получили название «протокольные предложения».
Представитель эволюционной эпистемологии С. Тулмин, опираясь на идею идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, кладет в основания науки «идеалы естественного порядка». Познавательный аппарат человека – это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Изменения происходят тогда, когда интеллектуальная среда позволяет выжить тем популяциям, которые в наибольшей степени к ней адаптированы. Ведущая роль принадлежит «научной элите», которая является носительницей научной рациональности.