Установите соответствие между философскими школами и их представителями.
1. Марксизм
2. Космизм
3. Западничество
4. Славянофильство
1. Марксизм
2. Космизм
3. Западничество
4. Славянофильство
- ✓ Г.В. Плеханов
- ✓ А.Л. Чижевский
- ✓ П.Я. Чаадаев
- ✓ А.С. Хомяков
Г.В. Плеханов признается первым марксистом в России. Исходный пункт философии Плеханова – тезис К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет сознание». Он признавал реальность свободы человека, хотя и видел зависимость ее проявления от социально-исторических условий.
А.Л. Чижевский считал, что выбросы солнечной энергии и вызванные ими изменения электромагнитного поля Земли влияют на биологическую жизнь на нашей планете, усиливают психоэмоциональную возбудимость людей и тем самым способствуют росту динамики социальных перемен в соответствующей фазе солнечного цикла. Для космизма характерно рассмотрение человека и космоса как единого целого.
П.Я. Чаадаев высоко оценивал западное христианство, католицизм, сыгравший значительную роль в «воспитании» народов Европы. Мир, мнению П. Чаадаева, испокон веков делится на две части: Восток и Запад. Человеческий ум созидается на Востоке, развивается на Западе. Но Россия не Запад и не Восток. У нее нет традиций ни того, ни другого. У нее нет внутреннего единства, естественного развития. На Западе есть единство, есть развитие. Но что обеспечивает единство Запада? По П. Чаадаеву, католицизм, папа. Над историческим развитием России господствует не время, а факт географический – огромные пространства, неподвижность. Россияне стоят как бы вне времени, они отлучены от истории. Отсюда его упреки русским людям: Россия ничем не содействовала прогрессу исторического разума, она лишь заимствует и подражает.
А.С. Хомяков является представителем славянофилов. В своей статье «О старом и новом» (1839) он выступает против взглядов П.Я. Чаадаева сравнивающего Россию с чистым листом бумаги, доказывая необходимость следования ее западному историческому пути развития. А.С. Хомяков утверждает, что Россия принадлежит не католической и протестантской Западной Европе, а византийско-православному восточному миру, и в этом – не беда и слабость России, а, напротив, ее провиденциальное значение и духовная сила.
А.Л. Чижевский считал, что выбросы солнечной энергии и вызванные ими изменения электромагнитного поля Земли влияют на биологическую жизнь на нашей планете, усиливают психоэмоциональную возбудимость людей и тем самым способствуют росту динамики социальных перемен в соответствующей фазе солнечного цикла. Для космизма характерно рассмотрение человека и космоса как единого целого.
П.Я. Чаадаев высоко оценивал западное христианство, католицизм, сыгравший значительную роль в «воспитании» народов Европы. Мир, мнению П. Чаадаева, испокон веков делится на две части: Восток и Запад. Человеческий ум созидается на Востоке, развивается на Западе. Но Россия не Запад и не Восток. У нее нет традиций ни того, ни другого. У нее нет внутреннего единства, естественного развития. На Западе есть единство, есть развитие. Но что обеспечивает единство Запада? По П. Чаадаеву, католицизм, папа. Над историческим развитием России господствует не время, а факт географический – огромные пространства, неподвижность. Россияне стоят как бы вне времени, они отлучены от истории. Отсюда его упреки русским людям: Россия ничем не содействовала прогрессу исторического разума, она лишь заимствует и подражает.
А.С. Хомяков является представителем славянофилов. В своей статье «О старом и новом» (1839) он выступает против взглядов П.Я. Чаадаева сравнивающего Россию с чистым листом бумаги, доказывая необходимость следования ее западному историческому пути развития. А.С. Хомяков утверждает, что Россия принадлежит не католической и протестантской Западной Европе, а византийско-православному восточному миру, и в этом – не беда и слабость России, а, напротив, ее провиденциальное значение и духовная сила.