Установите соответствие между представлениями о сущности гуманитарного познания и направлениями современной философии.
1. Соотнесение фактов с ценностями
2. Созерцание явлений
3. Переживание собственного бытия
4. Понимание и интерпретация текста
1. Соотнесение фактов с ценностями
2. Созерцание явлений
3. Переживание собственного бытия
4. Понимание и интерпретация текста
- ✓ неокантианство
- ✓ феноменология
- ✓ экзистенциализм
- ✓ герменевтика
В современной философии предлагается разнообразие методов гуманитарного познания. Неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), разграничивающее два типа научного метода – генерализирующий (обобщающий, естественнонаучный) и идеографический (индивидуализирующий, гуманитарный), утверждает ценностное познание действительности как специфическую особенность гуманитарных наук. Этот метод улавливает индивидуальную значимость события, факта, личности и т.п., а значит, соотносит данный объект с ценностями – культурными императивами, определяющими отношение исследователя к фактам. Феноменология (Э. Гуссерль) считает сущностью познания непосредственное созерцание явлений, данных нам через сознание. Метод феноменологической редукции ставит под сомнение реальность внешнего мира, с одной стороны, и эмпирического самосознания (Я) – с другой, сводя мир к чистому феномену или эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме). Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю) рассматривает познание как переживание субъектом собственного бытия, через которое раскрывается тождество его с объектом. Познание, с этой точки зрения, не может быть абстрактно-отвлеченным, оно всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, осуществляющей трансценденцию – выход за границы наличного бытия в поисках абсолютного бытия и собственной сущности. Герменевтика (Г. Гадамер) считает познание прежде всего пониманием и интерпретацией. Понимание – это выявление смысла текста (в широком смысле), то есть письменных источников, произведений искусства, действий человека, исторических событий, которые могут рассматриваться в знаково-символической форме. Текст при этом выступает как часть контекста – исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора, что определяет «герменевтический круг» – движение познания от целого к части и затем к целому. Понимание предполагает интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором.