К концу первого года жизни слово выступает как интегратор _________ порядка, когда какое-либо слово начинает обозначать определенный предмет и только этот предмет (например, данную куклу, а не куклу вообще).
- ✓ первого
К концу первого года жизни слово выступает как интегратор первого порядка, когда какое-либо слово начинает обозначать определенный предмет и только этот предмет (например, данную куклу, а не куклу вообще). Показ предмета и его называние постепенно приводят к формированию их ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого порядка. К концу второго года жизни возникают первые обобщения, когда слово обозначает уже не отдельный предмет, а относится ко всем предметам этого класса (например, не конкретная кукла, а кукла вообще), т.е. слово превращается в интегратор второго порядка (для этого необходимо, чтобы слово ассоциировалось с достаточно большим числом однородных объектов – не менее 15). На четвертом году жизни возникают еще более общие понятия, обозначающие название класса предметов (например, «игрушки»), т.е. формируются интеграторы третьего порядка. К 5 годам обобщение достигает еще более высокого уровня, и формируются интеграторы четвертого порядка (например, слово «вещи» включает в себя и игрушки, и мебель, и посуду, и одежду и т.д.).
Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т. В. Алейникова. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 121.
Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. – М. : Аспект Пресс, 2004. – С. 262.